По результатам вчерашнего тендера, государственный оператор Египта GASC закупил у местного трейдера 30 тыс. т российской пшеницы по $160 FOB, минимальной предложенной цене из всех заявок, с поставкой во второй половине декабря.
Комментарий «СовЭкон».
1. Основная конкуренция была между поставщиками российской и французской пшеницы, подавших наибольшее число заявок. Как ожидали наши эксперты (см. GASC покажет «who is who» сегодня на мировом рынке пшеницы), предпочтение было отдано российской пшенице.
2. Из-за качества, правильнее отсутствия оного, от тендеров GASC отлучена украинская пшеница, но впервые за несколько лет появилась заявка на поставку австралийской пшеницы, что вызвано не только восстановлением производства, но и падением ставок фрахта (см. Ставки зернового фрахта в 3-4 раза ниже прошлогодних). Пока австралийская пшеница не проходит по цене ($205 FOB), но, учитывая проблемы с качеством австралийской пшеницы в этом году, можно ждать снижение цен на нее и усиление конкуренции со стороны Австралии на средиземноморских рынках.
3. По сравнению с предыдущим тендером GASC цена на российскую пшеницу упала на $19/т до $160/т ФОБ. С точки зрения цены российская пшеница выглядит вполне конкурентоспособной: средняя цена предложения на российское зерно была на $10/т ниже, чем на французскую пшеницу. Однако закуплен лишь один 30-тысячник. Дело, очевидно, уже в другом. Египет, как и, наверное, целый ряд других импортеров, уже насытился дешевой, но низкокачественной российской и украинской пшеницей. Если бы премия за французскую пшеницу была бы чуток пониже, то победителем было бы европейское зерно.
Значение для рынка. Два основных соображения. Одно на «завтра», другое – на «послезавтра».
1. Закупка российской пшеницы, причем весьма скромного объема, может быть средством давления на экспортеров французского зерна: уступите несколько в цене – купим у вас хороший объем; не уступите — будем закупать российскую более дешевую, но менее качественную пшеницу. Можно ожидать, что в ближайшие дни GASC вновь объявит тендер. Это на «завтра».
2. На «послезавтра». Эластичность импортного спроса по цене на пшеницу низкого качества упала. В переводе на нормальный язык это означает, что снижение цены практически не сопровождается ростом спроса. Это может иметь серьезные практические последствия для экспорта российской и украинской пшеницы. То, что GASC отлучил от тендеров Украину, говорит о том, что самой дешевой, но условно-продовольственной пшеницы Египту уже не надо. Для России это может означать, что меры по стимулированию экспорта не дадут желаемого результата. Цену можно понизить, можно предоставить кредиты, но из-за низкого качества за этим не последует рост закупок импортерами. В первую очередь это относится к Египту и Пакистану, которые, возможно, уже сыты черноморской пшеницей. Синдром агрессивного покупателя, возникший после рекордных цен прошлого сезона, сходит на нет. Рынку требуется недорогое, но качественное продовольственное зерно.
Подробнее см. «Бюллетень мировых рынков: цены, новости».