Софья Корепанова, «Gudok.ru»
Две недели назад начался вывоз свежеубранного ячменя. В Новороссийск его везут с юга, в основном из Краснодарского края, поэтому большая часть перевозок приходится на автотранспорт.
Несмотря на то что цены на ячмень снижаются с самого начала уборочной, а со стартом экспорта за две недели они вообще упали на 700 руб. за тонну, число сделок растёт, и экспорт набирает обороты. Вокруг Новороссийского порта начали образовываться очереди из автоколонн, сообщают эксперты аналитического центра «Совэкон».
В первую очередь экспорт ячменя идёт из южных регионов, откуда недалеко до Новороссийска, поэтому доля автоперевозок очень высока, поясняет исполнительный директор «Совэкона» Андрей Сизов. Когда уборочная закончится в центральных регионах страны и это зерно потечёт на экспорт, доля железнодорожных перевозок вырастет, прогнозирует исполнительный директор «Совэкона».
«Везти по железной дороге сейчас дороже и дольше, а экспортёрам важна срочность при перевозках на небольшие расстояния», – отмечает генеральный директор компании
«WJ ПроЗерно» Владимир Петриченко. Экспорт начался всего две недели назад, и вывозится в основном смесь зерна старого и нового урожая, уточняет он. За первую декаду июля на суда было погружено около 100 тыс. тонн ячменя. Это продукция Международной зерновой компании (МЗК), WJ Group, Valars Group и других крупных сельхозпроизводителей. По словам г-на Петриченко, покупателями традиционно выступают Саудовская Аравия и Иордания.
В МЗК подтвердили, что в июле вывезено уже около 20 тыс. тонн недавно убранного ячменя. «Мы возим наш ячмень в основном автотранспортом – его доля в перевозках сейчас около 80%», – рассказывает директор департамента транспорта и логистики МЗК Алексей Расницов. Для этого есть много предпосылок, главная из которых – сравнительное короткое плечо: сейчас МЗК вывозит урожай с южных, близких к порту полей Краснодарского края и среднее расстояние транспортировки не превышает 200 км.
Традиционно в июле-августе доля автомобильного транспорта в экспортных поставках зерна достаточно велика, рассказали «Гудку» в «Русагротрансе». Очередь железнодорожных перевозок наступает чуть позже, в середине августа – сентябре, когда потребности в срочной транспортировке нет, а на элеваторах накоплены большие партии зерна. Пик железнодорожных перевозок, по данным зернового оператора, наступает в сентябре-октябре.