Денис Виксне, «Гудок»
Казахстанский Центр транспортных услуг (ЦТУ, дочернее предприятие АО «Казтемиртранс») заключил с российскими операторами подвижного состава договор на предоставление хопперов-зерновозов для вывоза зерна из своей страны на экспорт. Российские экспортёры опасаются, как бы в будущем им самим не пришлось столкнуться с нехваткой подвижного состава.
ЗАО «Русагротранс», ООО «Технотранс» и ООО «ЛП-Транс» в 2010 году предоставят казахстанской стороне до 5 тыс. единиц специализированных вагонов. «АО «Центр транспортных услуг» определено оператором транспортировки казахстанского зерна в направлении Азовского, Чёрного и Балтийского морей для решения проблемы экспорта казахстанского зерна», — отметил и.о. президента ЦТУ Андрей Богданович.
Как заявил «Гудку» вице-президент ЦТУ по маркетингу Кайсар Макан, российскими компаниями вагоны будут предоставляться по мере поступления заявок на перевозку. Большую их часть предоставит «Русагротранс». Планируется, что в 2010 году с их помощью будет вывезено 1,7 млн тонн зерна.
Напомним, что в ноябре 2009 года правительство Казахстана выделило 5 млрд тенге ($33 млн) на компенсацию транспортных затрат экспортёрам для перевозки казахстанского зерна транзитом через территорию Российской Федерации. Таким образом, казахстанским экспортёрам вернут по $20 транспортных издержек за каждую тонну зерна, отправленную транзитом через Россию в вагонах, привлечённых ЦТУ.
Кайсар Макан сообщил «Гудку», что если в 2010 году компания освоит выделенные правительством средства, то на субсидирование перевозок зерна будет выделено дополнительно 10 млрд тенге ($66 млн).
Как рассказал «Гудку» начальник отдела перевозок «Казахстан темир жолы» (КТЖ) Геннадий Бочаров, в настоящее время заключено 18 договоров с грузоотправителями на перевозку зерна на экспорт. «Мы уже имеем 804 заявки на перевозку зерна в арендованных вагонах. И дали команду, чтобы привлечённые вагоны для перевозки зерна на экспорт обслуживались в первоочередном порядке по сравнению с инвентарным парком», – сообщил Геннадий Бочаров. Он сообщил, что с начала января было загружено 68 арендованных вагонов, из них 20 уже пересекли российскую границу. Всего же, по словам Геннадия Бочарова, на сети КТЖ находится порядка 4 тыс. порожних зерновозов. Из них 188 вагонов «Русагротранса».
«Данный проект – это первый опыт масштабной перевозки зерновых грузов на территории Казахстана в приватном парке подвижного состава», – заявил «Гудку» руководитель пресс-службы «Русагротранса» Александр Чернов.
По мнению вице-президента Гильдии экспедиторов Алевтины Кирилловой, аренда российских зерновозов для вывоза казахстанского зерна свидетельствует о том, что российские операторы подвижного состава могут занять прочные позиции на казахстанском рынке. «Это обеспечит их конкурентные преимущества по сравнению с операторами других стран СНГ. Но при этом важно, чтобы российские производители зерна были обеспечены подвижным составом для экспорта своей продукции», — добавила эксперт.
«Как показал опыт прошлого зернового сезона, когда объёмы экспорта составили рекордные 23 млн тонн, российским грузоотправителям может не хватить зерновозов для вывоза продукции», — отметил исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. «В текущем сезоне, который заканчивается в июне, экспорт идёт более низкими темпами, однако итоговые показатели могут быть сопоставимы с показателями прошлого сезона. Если значительное количество зерновозов будет выделено Казахстану, то, возможно, российские экспортёры зерна будут конкурировать с казахстанскими за подвижной состав», — добавил эксперт.