Как сообщают «Крестьянские ведомости», АО «Продовольственная контрактная корпорация» стала единственным акционером АО «Ак Бидай-Терминал», владеющим зерновым терминалом в морпорту Актау. Об этом сообщил директор терминала Рафаэль Галямов, передает «Панорама».
По его словам, акции «Ак Бидай-Терминал» были выкуплены в два приема: в мае 2005 года было приобретено 49% акций, а в июне — 51%. Галямов не уточнил, у кого были приобретены акции. Однако, как известно, ранее 49% принадлежали ТОО «Зерновой Пул Казахстана НС», а 51% — компании «Асыл-Бидай», «дочки» Продкорпорации.
«Данная сделка позволяет Продкорпорации получить эффективный инструмент, обеспечивающий стабилизацию и расширение экспорта казахстанского зерна в страны Каспийского региона и Закавказья»,- отметил г-н Галямов.
Он сказал, что из морпорта Актау «Ак Бидай-Терминал» отправил с января по май 20 тыс. тонн ячменя в направлении Ирана. В настоящее время отправка зерновых приостановлена, поскольку, как правило, в летнее время она не осуществляется, сезон операций с зерном нового урожая начинается с сентября и продлится по апрель. В прошедшем сезоне планировалось перевалить через порт до 200 тыс. тонн зерна. Однако в связи с высоким урожаем зерновых в прошлом году в России и Украине перевалка временно приостанавливалась.
В среднем, если просматривать статистику казахского зернового экспорта последних лет, то можно убедиться, что экспортные поставки составляют 3-5 млн тонн в год. Традиционными покупателями казахского зерна являются Россия, Украина, Иран, ЕС, Азербайджан.
Экспортный потенциал Казахстана на 2005 г. оценивался в 5 млн тонн пшеницы. Некоторые эксперты снижают прогноз экспорта зерна в 2004-2005 сельскохозяйственном году до 3 млн тонн, что гораздо меньше обычного.
Казахстан очень заинтересован в таких рынках зерна, как Иран, Азербайджан и Грузия. Уже сложились определенные партнерские взаимоотношения, имеется определенный поток, который пока не превышает 200-300 тыс. тонн. Есть надежда, что эта цифра будет расти и в перспективе даже станет возможным транзит казахстанского зерна через территорию Азербайджана далее на запад.
Во время визита в РК министра торговли Ирана Мохаммада Шариатмадари было заявлено о готовности Ирана обеспечить транзитные перевозки 1 млн тонн казахстанской пшеницы в страны Персидского залива. Эти перевозки будут осуществляться по маршруту Актау — Амирабад — Шахид — Раджаи (Бендер — Аббас).
В иранском порту Энзели запланировано строительство мельницы. В таком случае выработанная там мука может транспортироваться в Афганистан, Пакистан и другие страны.
Г-н Галямов отметил, что компания планирует в ближайшие год-два приступить к реконструкции терминала. Ранее заявлялось о планах начать ее летом текущего года. «Пока в этом нет необходимости. Терминал способен переваливать 500 тыс. тонн зерна в год. Но мы еще на этот объем не вышли. Реконструкция позволит увеличить мощность терминала до 1 млн тонн. Если у нас будут реализованы проекты в Азербайджане, Грузии, а также, возможно, в Иране, то в ближайшие год-два это реально»,- пояснил г-н Галямов.