Как сообщает ежедневная газета «Бизнес», эпидемия птичьего гриппа в России неожиданно отразилась на рынке зерна. Один из крупнейших мировых импортеров ячменя Иран, отказался от поставок зерна из России и Казахстана. Участники рынка недоумевают, а трейдеры подсчитывают убытки.
О том, что Иран отказался от поставок зерна из России и Казахстана, ссылаясь на эпидемию птичьего гриппа, «Бизнесу» сообщили сразу несколько трейдеров. По их словам, информация о том, что Иран отказался от российского импорта, появилась в Астраханской торгово-промышленной палате (ТПП).
В Астраханской ТПП «Бизнесу» рассказали, что ведомство уже направило официальный запрос в консульство Ирана в Астрахани по этому вопросу, но ответа пока не последовало. «В палату поступил заказ от частного лица на перевод официального письма из Ирана на русский язык, из этого письма следовало, что Иран отказывается от российского и казахстанского импорта зерна в связи с эпидемией птичьего гриппа»,- сообщил сотрудник ТПП. Он отметил, что пока никаких официальных документов в палату от иранской стороны не поступало.
В консульстве Ирана в Астрахани, посольстве этой страны в Москве и российском торгпредстве в Тегеране вчера не смогли прокомментировать ситуацию. Получить комментарии иранских властей также не удалось.
Экспертов удивили действия иранских чиновников.
«Непонятно, как птичий грипп связан с зерном? Конечно, фуражным зерном кормят кур, но как грипп может попасть на зерно, не понятно никому»,- удивляется ведущий аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Игорь Павенский. «Иран — единственная страна, которая ввела запрет на импорт зерна из-за эпидемии птичьего гриппа. Их логика непонятна, вряд ли другие страны придут к подобному решению»,- говорит директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов.
Трейдеры говорят, что экспорт ячменя в Иран остановлен уже в течение двух недель.
«По нашей информации, Иран уже отказался от поставок примерно на 100 тыс. тонн ячменя.
В итоге цена на ячмень на внутреннем рынке упала в среднем с 3 тыс. руб. до 2,6-2,7 тыс. руб.»,- отмечает директор московского представительства трейдерской компании Silverstone Виталий Бобнев.
«У нас контрактс Ираном на поставку 50 тыс. тонн ячменя. Часть товара находится в порту Махачкалы, отгрузку оставшейся части мы приостановили,- рассказывает директор по маркетингу «Международной зерновой компании» (МЗК) Николай Демьянов.- Мы не сможем отправить суда, пока не разрешится ситуация.
Возможно, потеряем контракт, и тогда эти поставки будут убыточными. Но оценивать убытки пока рано».
Пока объемы поставок российского зерна в Иран невелики, однако рынок очень перспективный, считает Виталий Бобнев. С ним соглашается Игорь Павенский. «Иран входит в пятерку крупнейших импортеров ячменя в мире.
В прошлом сезоне страна импортировала 750 тыс. тонн ячменя и около 200 тыс. тонн фуражного зерна. А общий российский экспорт ячменя за тот же период составил 1,1 млн тонн. Так что у нас хорошая возможность развивать этот рынок»,- считает эксперт.
Николай Демьянов говорит, что МЗК уже получила официальное подтверждение из Россельхознадзора, что зерно из Ставропольского края, которое компания поставляет в Иран, «свободно от птичьего гриппа». Сейчас этот документ отправлен Иранским властям. Получить комментарии в Россельхознадзоре вчера не удалось.