ОАО РЖД согласилось обсудить с участниками рынка возможное снижение цен перевозки зерна. Одновременно ведомство сообщило, что может снизить тарифы для казахских зерновиков на 10%. Предоставлять льготы конкурентам неправильно, считают трейдеры. Однако РЖД готово предоставить скидки и российским компаниям, но только если они гарантируют рост объемов перевозок.
Напомним, что 14 сентября крупнейшие зерновые трейдеры — Международная зерновая компания, «Астон», «Юг Руси агро» и «Югтранзитсервис-агро» — направили в Минсельхоз письмо с просьбой снизить железнодорожные тарифы на перевозку зерна на территории РФ как минимум на 15%, а стоимость услуг по сертификации и таможенному оформлению зерна в портах— на 25% («Бизнес» писал об этом 14 сентября).
Участники рынка объяснили свои действия тем, что аналогичные меры были приняты украинскими властями. По данным участников рынка, одновременно к РЖД обратились казахстанские трейдеры с просьбой о предоставлении скидки с транзитного тарифа на территории РФ в размере 40%.
«Эти меры направлены на повышение конкурентоспособности украинского и казахского зерна на мировом рынке и поддержку их внутренних цен… Российские экспортеры в сентябре—декабре будут вынуждены снижать закупочные цены и объемы закупок»,— писали экспортеры. По их данным, транспортная составляющая в цене зерна доходит до 30–40%.
Вчера в распоряжении «Бизнеса» оказался фактический отказ РЖД в предоставлении скидок экспортерам. «Заявление трейдеров, что транспортная составляющая достигает 30–40%, не соответствует действительности. Проведенный анализ показал, что доля транспортных издержек при перевозке зерна составляет по Северо-Кавказской железной дороге от 5% до 23%, по Юго-Восточной ЖД — от 3,5% до 16,3%, по Приволжской ЖД от 5,5% до 16,4%, по Южно-Уральской ЖД — от 2,7% до 28,4%», говорится в документе РЖД.
В центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФ ТО) РЖД «Бизнесу» заявили, что просьба казахских трейдеров была получена ведомством, сейчас она рассматривается.
«Но мы считаем возможным снизить тарифы для них не более чем на 10%»,— пояснил сотрудник ведомства. Он утверждает, что документы РЖД не являются мотивированным отказом трейдерам: «Свое обращение зерновики направляли не в РЖД, а в Минсельхоз». Впрочем, в ближайшее время РЖД планирует провести переговоры с российскими трейдерами.
«Мы с удовольствием пойдем на уступки, если при этом доходная база РЖД не сократится за счет объемов»,— говорит сотрудник ЦФТО РЖД.
Трейдеров доводы РЖД не убедили. «Доля перевозки зависит от расстояния. Например, при перевозке зерна из Новосибирска на Дальний Восток доля тарифа в цене будет даже больше 40%»,— говорит вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
Управляющий директор «Югтранзитсервис-агро» Сергей Малышев считает, что понижение тарифов для казахских трейдеров даже на 10% «будет неправильно» по отношению к российским.
Однако участники рынка готовы к диалогу с РЖД. «Мы получили от РЖД письмо, в котором нам предлагается заполнить официальную заявку и вынести вопрос на рассмотрение ведомства. Это вполне конструктивный подход»,— говорит Сергей Малышев.
С ним соглашается и Александр Корбут. «РДЖ интересует вопрос прибыли. Но в случае понижения тарифов объемы грузоперевозок существенно увеличатся, и РЖД ничего не потеряет»,— отмечает он.