Как стало известно «Бизнесу», на российском масложировом рынке формируется крупнейший в отрасли альянс. Группа «Букет» и холдинг «Русагро» планируют объединить свои масложировые активы в совместное предприятие. Участники рынка объясняют их действия активизацией на рынке транснациональных компаний.
О том, что «Русагро» и группа «Букет» ведут переговоры об объединении своих масложировых активов в СП, «Бизнесу» на условиях анонимности рассказал один из участников рынка. Официальных подтверждений этой информации вчера получить не удалось.
«Речь о покупке каких-либо активов не идет»,- только и заявили «Бизнесу» в пресс-службе «Солнечных продуктов». А заместитель генерального директора «Русагро» Ольга Новикова и вовсе отказалась от комментариев. Тем не менее, один из менеджеров «Русагро» рассказал, что впервые о создании альянса компании задумались еще около полутора лет назад, а этим летом «переговоры перешли в активную фазу». Собеседник «Бизнеса» добавил, что в СП должны войти все масложировые активы «Русагро» и группа «Солнечные продукты» (масложировое подразделение «Букета»). Структура капитала и схема создания альянса пока не определены, отметил источник.
Создаваемый альянс станет крупнейшим игроком сразу в нескольких сегментах российского масложирового рынка.
По оценкам его участников, совокупная доля «Солнечных продуктов» и «Русагро» на рынке майонеза составляет сейчас не менее 35%, маргарина — около 40%, фасованного масла — 16%, наливного растительного масла — около 45%. Ближайшие преследователи: Bunge и «Юг Руси» (занимают 12-16% рынка фасованного масла), Нижегородский масложировой комбинат (33,7% рынка маргарина) и «Петросоюз» (16-17% рынка майонеза).
«Это будет крупнейший игрок российского масложирового рынка,- говорит генеральный директор Торгового дома WJ Алексей Коломин.- «Солнечные продукты» специализируются на производстве маргарина и майонеза, «Русагро» — на подсолнечном масле.
К тому же у «Солнечных продуктов» вовсе нет масляного брэнда, теперь эта проблема решится сама собой». Однако он не исключает, что в процессе создания СП могут возникнуть проблемы с управлением новым холдингом.
Владелец «Балтимор-холдинга» Алексей Антипов связывает готовящееся слияние с экспансией на российский масложировой рынок транснациональных игроков. Напомним, что на прошлой неделе о покупке 25% акций «Эфко» и «Эфко-слободы» (растительное масло Altero, «Слобода», майонез Altero) объявила американская компания Bunge, а весной 2005 года Heinz создал СП с группой «Петросоюз». «Создание СП — ответная реакция «Русагро» и «Букета» на приход транснациональных компаний,- уверен Антипов.- С появлением их на нашем рынке у российских компаний начнут возникать сложности, например с сырьем. У транснационалов больше свободных денег, они могут работать с поставщиками сырья на условиях предоплаты». В дальнейшем, считает Антипов, не исключена и продажа СП одной из транснациональных компаний.
Впрочем, созданию альянса может воспротивиться Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — согласно закону, структура, контролирующая от 35% до 50% рынка, может быть признана занимающей на нем доминирующее положение. Пока ни одна из сторон не обратилась в ведомство за одобрением слияния, рассказали «Бизнесу» в пресс-службе ведомства. «Если слияние состоится, мы изучим ситуацию на предмет того, не станет ли новая структура монополистом на рынке»,- пообещал «Бизнесу» заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов.