Газета «Бизнес», Владимир Равинский, Ирина Русанова
Один из крупнейших российских агрохолдингов группа «Астон» станет стратегическим инвестором строительства нового грузового порта в Тамани, часть которого будет профинансирована из инвестфонда. Стоимость реализации проекта превысит $2 млрд. Правда, эксперты не уверены, что эти инвестиции окупятся.
Как говорится в сообщении агрохолдинга «Астон», группа станет стратегическим инвестором строительства нового грузового порта в Тамани. Проект реализует ОАО «Морской торговый порт Кубань», инвестиционный консультант — Сitigroup.
Напомним, 25 сентября экспертный совет по государственно-частному партнерству Минтранса РФ дал на проект положительное заключение о привлечении к нему средств инвестфонда. Окончательные итоги конкурса будут названы инвестиционной комиссией МЭРТ 30 сентября.
Как рассказали в компании, цель проекта — строительство и эксплуатация нового глубоководного незамерзающего морского порта, пропускная способность которого составит 35 млн тонн грузов в год. Проект предусматривает создание современной инфраструктуры, включающей контейнерный и угольный терминалы, зерновой комплекс (в том числе завод по переработке сои) и терминал по перевалке минеральных удобрений. Начало строительных работ запланировано на 2007 год.
Грузооборот нового зернового комплекса в «Астоне» не раскрывают, но источник, знакомый с планами компании, утверждает, что он составит около 5 млн тонн в год.
В группу компаний «Астон» входят маслоэкстракционные заводы «Волшебный край» и «Миллеровский», портовый зерновой терминал на Дону, а также ряд элеваторных комплексов. По собственным данным компании, ее выручка в 2005 году превысила $410 млн.
Эксперты сомневаются в перспективах проекта «Астона», отмечая, что юг страны не испытывает серьезного дефицита портовых мощностей. «С одной стороны, на юге действительно ощущается нехватка глубоководных портов: суда грузоподъемностью 40-50 тыс. тонн может принимать только порт в Новороссийске, все остальные — мелководные»,- говорит исполнительный директор аналитического агентства «Совэкон» Андрей Сизов и добавляет: с другой стороны, в среднесрочной перспективе зерно будетактивнее поставляться на внутренний рынок, а экспортный излишек, который вывозится через южные порты, будет сокращаться. С Сизовым соглашается генеральный директор компании «Югтранзитсервис» (крупный зерновой трейдер) Кирилл Подольский: «В Тамани нет инфраструктуры, и постройка крупного портового комплекса — долгосрочная перспектива. При этом подобные проекты есть, например, в Туапсе, где при готовой инфраструктуре затраты будут существенно ниже». Попросивший об анонимности топ-менеджер крупной транспортной компании также называет проект преждевременным: «Железная дорога вряд ли справится с дополнительной нагрузкой, и на реализацию проекта уйдут годы. Похожий на этот проект порт УстьЛуга только в этом году выйдет на приличные объемы перевалки угля». «Тем не менее если «Астон» перенаправит в этот порт все свои экспортные потоки, зерновой терминал вполне может состояться, главное, чтобы перевалка зерна в Новороссийске не оказалась дешевле. У угольного терминала тоже есть перспективы, а вот у контейнерного терминала они весьма сомнительны»,- добавляет собеседник «Бизнеса».