«Газета»
Россию ждет один из самых больших урожаев в истории. Но, насколько цены на удобрения и топливо будут доступны для крестьянских хозяйств, тревожится премьер Владимир Путин. Есть и другая проблема: склады производителей удобрений почти пусты, говорят эксперты.
Федеральная антимонопольная служба должна пресекать любые попытки необоснованного повышения цен на удобрения для села, требование воздержаться от ценовых сговоров должно быть предъявлено и к производителям горюче-смазочных материалов, заявил премьер Владимир Путин на заседании правительства в четверг, где обсуждались вопросы подготовки к будущей посевной кампании.
Несмотря на кризис, в этом году хозяйства лучше, чем в прошлом, обеспечены техникой, удобрениями и ГСМ, а Россельхозбанк и Сбербанк подтвердили готовность предоставить им необходимые кредиты, поделился Путин.
«Сейчас основной вопрос – насколько цены на удобрения и топливо будут доступны для крестьянских хозяйств», – добавил премьер.
Он напомнил, что правительство недавно приняло решение об отмене экспортных пошлин на удобрения, чтобы помочь производителям этой продукции. И теперь они должны в ответ поддержать сельское хозяйство.
«Цены на минеральные удобрения остаются в пределах, оговоренных в октябре прошлого года Российской ассоциацией производителей удобрений (РАПУ) и Минсельхозом, – заверил «Газету.Ru» один из специалистов РАПУ. – И повышать их сверх этих пределов никто не собирается. Кстати, деньги у села есть, пошел поток из местных и федерального бюджетов, выделяются кредиты».
Проблема кроется в другом – в дефиците собственно удобрений. Хотя Путин и отметил обеспеченность АПК химией, сейчас базы всех компаний — производителей удобрений практически пусты,
говорят в РАПУ. «Дело в том, что с октября – ноября большинство заводов по производству аммиачных удобрений или стоят, или работают отнюдь не на полную мощность, – объясняет эксперт. – Причина в том, что предприятия эти по большей части крупные и запускать производство ради 10–15% мощности (а именно столько нужно для обеспечения российского рынка) смысла не имеет».
Продукция должна была пойти на экспорт, однако из-за мирового экономического кризиса рыночной цены почти никто не дает. Предполагается, что и экспорт, и собственно производство восстановятся, когда стабилизируется мировая экономическая ситуация.
В вопросе цен на ГСМ правительство оказалось ближе к истине.
Сами нефтяники говорят, что цены для АПК поднимать не собираются, даже наоборот, продают со скидкой. «Сельские хозяйства закупают ГСМ вполне нормально, никаких проблем нет, – говорят в «ЛУКойле». – Наши предприятия нефтепродуктообеспечения уже который месяц планомерно продолжают снижение цен на все виды моторного топлива. А в регионах нашей деятельности мы стараемся еще больше помочь аграриям: например, наша структура «Волганефтепродукт» (Нижний Новгород) заключила с местными властями соглашение, по которому дизельное топливо сельским хозяйствам будет продаваться по сниженным ценам – 16 тыс. рублей за тонну вместо 19 тыс.».
Но эксперты склонны согласиться с мнением премьер- министра.
«Цены на удобрения и ГСМ находятся на высоком уровне, а кредитные ставки возросли с 12–15% до 20–25%, – говорит исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший. – Вот правительство и пытается при помощи добровольно-принудительных мер помочь агропромышленному комплексу». Однако драматизировать ситуацию не стоит, говорит эксперт: в настоящее время идет обычная сезонная борьба за посевную. «Схожая ситуация складывается каждый год в период посевной, и в целом это привычно для АПК, – отмечает аналитик. – Наш прогноз на урожай весьма позитивный – порядка 90–100 млн тонн зерна. Это один из самых крупных результатов в российской истории, всего несколько лет назад урожай балансировал в районе 70–80 млн тонн».