Денис Виксне, «Гудок»
ЗАО «Русагротранс» (РАТ) начало погрузку первых вагонов с казахстанским зерном для отправки в украинские порты.
Вчера в Москве завершились переговоры представителей АО «Казахстанские железные дороги» (КТЖ), ОАО «РЖД» и ЗАО «Русагротранс». Как сообщил «Гудку» руководитель пресс-службы РАТ Александр Чернов, стороны пришли к соглашению о привлечении дополнительных объёмов транзитных перевозок казахстанского зерна по сети РЖД. Они могут составить в 2009–2010 годах около 2 млн тонн.
«Данный проект – это первый опыт масштабной перевозки зерновых грузов на территории Казахстана в приватном парке подвижного состава», – отметил представитель РАТ. В ходе переговоров стороны обсуждали вопрос создания совместного предприятия ЗАО «Русагротранс» и АО «Казахстанские железные дороги» для организации эффективной перевозки зерновых грузов в рамках задач по созданию единого таможенного пространства.
Точные размеры ставок за пользование вагонами стороны пока не разглашают.
Начальник отдела грузоперевозок КТЖ Геннадий Бочаров рассказал «Гудку», что переговоры с российской стороной длились около двух месяцев. Камнем преткновения были тарифы за пользование вагонами. «Казахстанские грузоотправители заявляли о готовности предоставить требуемые объёмы зерна, но хотели скидок за перевозки», – отметил он.
Пресс-секретарь казахстанского национального холдинга «Каз-Агро» Сакен Калкаманов отметил, что для решения проблем на зерновом рынке Казахстана правительство республики принимает меры по стимулированию экспорта до 5 млн тонн зерна транзитом через Россию в черноморские и балтийские порты. Государство компенсирует из бюджета крупным зерновым компаниям транспортные затраты в размере $20 за тонну, заявил представитель «КазАгро».
«Это позволит активизировать экспорт казахстанского зерна в страны Европейского союза, Ближнего Востока, Северной Африки, Кавказского региона», – подчеркнул он. Как ранее писал «Гудок», в 2009 году на субсидирование экспортных перевозок из бюджета Казахстана выделяется 5 млрд тенге ($33 млн), а в 2020 году – 10 млрд тенге ($66 млн).
С 2010 года Казахстан также собирается поставлять зерно на экспорт в страны Юго-Восточной Азии транзитом через Китай. Планируется таким образом перевезти до 3 млн тонн зерна. Из них 700 тыс. – в Южную Корею и Японию.