Софья Корепанова, «Гудок»
Российский зерновой союз хочет распространить действие исключительных тарифов на перевозки сибирского зерна на вагонную составляющую. Даже если «Русагротранс» и понесёт из-за этого убытки, привлекательность поставок пшеницы на азиатский рынок должна вырасти. В ФСТ такую меру считают нецелесообразной.
Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский считает необходимым распространить действие нынешней 50-процентной скидки не только на инфраструктурную, но и на вагонную составляющую, а расстояние, на котором скидка вступает в силу, сократить с нынешних 1100 км до нуля. Кроме того, он предложил установить десятилетние льготы на экспортные перевозки сибирского зерна – это должно привлечь инвесторов, заинтересованных в строительстве зерновых терминалов в дальневосточных портах для его вывоза в страны Юго-Восточной Азии.
В Федеральной службе по тарифам (ФСТ) «Гудку» подтвердили, что такие обращения от РЗС поступали, однако обсуждать их ещё рано – там много спорных пунктов. К примеру, нет экономического обоснования распространения скидки на перевозку с нулевого километра, нет данных, действительно ли в цене зерна на японском рынке есть большая транспортная составляющая. Кроме того, стоимость перевозки в вагонах собственника регулирует только собственник, ФСТ может влиять лишь на инфраструктурную составляющую, отмечают в тарифном ведомстве.
«Создание благоприятного режима для инвесторов за счёт регулирования тарифной составляющей – ненадёжный путь. Если речь идёт не о тактической, а о стратегической задаче, такой, как выход нашего зерна на азиатский рынок, более разумным было бы, к примеру, обнулить тариф с последующей компенсацией выпадающих доходов из бюджета, как это было сделано для перевозок автомобилей на Дальний Восток», – считает представитель ФСТ.
Первый замначальника департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД» Галина Зимовская говорит, что никаких официальных обращений от РЗС компания пока не получала. Источник в РЖД знает, что сейчас есть лишь один прецедент, когда скидки предоставлялись на несколько лет без необходимости продления: это скидки на перевозку алюминия и сырья для его изготовления при условии ежегодного прироста объёмов по фиксированному графику.
Представитель ЗАО «Русагротранса» напомнил, что на конференции, проведённой компанией в конце прошлого года при поддержке Минсельхоза, участники рынка сошлись на том, что выгоднее прямое субсидирование экспортных перевозок, а не снижение тарифа.
Сейчас, пока вопрос снижения транспортной составляющей не решён, экспортёры зерна решают вопрос своими силами. Группа компаний САХО начинает поставлять пробные партии зерна на азиатский рынок в контейнерах. С учётом обратной загрузки такие поставки рентабельны.