С возвращением!

Попробуйте две недели бесплатно

Зарегистрируйтесь и оплатите подписку

Мы используем куки

Мы используем файлы-куки и другие технологии отслеживания для улучшения вашего опыта взаимодействия с сайтом, чтобы показать вам персонализированный контент и таргетированные объявления, проанализировать трафик сайта и понять, откуда приходят наши посетители. Посещая наш сайт, вы даете согласие на использование нами файлов-куки и других технологий отслеживания.

Политика конфиденциальности

Совэкон
Совэкон

Искусственный дефицит Богатый урожай зерновых есть на чём вывезти, но одного лишь этого недостаточно

Олеся Мизинко, Гудок

Вчера на рабочем совещании президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина в Красноярске с руководителями четырёх сибирских регионов выяснилось, что проблем с перевозками зерна территории не испытывают, однако есть серьёзные вопросы во взаимоотношениях операторов подвижного состава и грузоотправителей. Решить их, по мнению всех участников, может только изменение законодательной базы.

Накануне премьер-министр РФ Владимир Путин дал поручение главе ОАО «РЖД» разобраться в ситуации с перевозкой зерновых в Красноярском крае и соседних с ним регионах. Причиной послужило обращение некоторых представителей агрокомплекса к главе правительства.

Действительно, в этом году Красноярский край собрал хороший урожай зерновых – более 2 млн тонн, что на совещании и подтвердил министр сельского хозяйства края Леонид Шорохов. По словам министра, проблем с вывозом его за пределы региона нет.

Более того, как отметил начальник Красноярской магистрали Владимир Рейнгардт, на дорогу никто из представителей фермерских хозяйств не обращался.

– За девять месяцев этого года мы увеличили погрузку зерна по сравнению с уровнем прошлого года на 147%, – сказал Владимир Рейнгардт. – Из 2235 заявленных под перевозку вагонов отгружено 1742 – 80% от заявленного на год объёма. В октябре выполнили план по погрузке зерна на 123%. Из принятых к заявке 173 вагонов отгрузили более 200.

Проблем с вывозом зерновых не испытывают и Алтайский край, Кемеровская и Новосибирская области.

В то же время все участники совещания говорили о системных сбоях при отправке грузов железной дорогой. При достаточной грузовой базе на магистралях существует дисбаланс в организации перевозочного процесса, связанный с возникшим искусственным дефицитом вагонов. Общее их количество на сети более 1 млн. Цифра превосходит наличие подвижного состава времён пикового по перевозкам 1988 года, когда объёмы отправки грузов были на 40% выше.

Сегодня только на ЗСЖД 35 тыс. порожних вагонов, тогда как на перевозку необходимого объёма грузов требуется от 18 до 20 тыс. вагонов. По сути, это в полтора раза больше норматива. То же самое и на КрЖД – норматив перекрывается вдвое. При этом грузоотправители жалуются на дефицит подвижного состава под погрузку. Происходит это по вине владельцев и операторов подвижного состава. Большое количество частных владельцев вагонов, не сообразуясь с реально заключёнными договорами с грузоотправителями, адресует подвижной состав на станции, где и возникает избыток подвижного состава. А дальше, поскольку грузовой состав не зафрахтован грузоотправителем, эти вагоны стоят в ожидании выгодного груза, занимая инфраструктуру и создавая пробки.

– От такого подхода никто не выигрывает. Грузовладелец несёт убытки, страдает экономика регионов, снижается эффективность перевозок, – отметил Владимир Рейнгардт.

В качестве примера он привёл ситуацию на станции Новая Еловка, где сегодня при среднесуточной погрузке 350 вагонов находятся 2300 цистерн. Причина – несовершенство нормативной базы. Собственники в соответствии с действующим законодательством не несут экономической и административной ответственности перед ОАО «РЖД» за перегрузку инфраструктуры или неподачу вагонов.

– В результате не соблюдается один из важных элементов работы железнодорожного транспорта – исполнение норматива по погрузочно-разгрузочным операциям. Вагоны простаивают от 5 до 20 суток без движения. При этом перевозчик лишён возможности предъявлять санкции за ненормативный простой. Естественно, в такой ситуации ни о какой пропускной способности в принципе говорить нельзя, – подчеркнул президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Как отметил председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания Красноярского края Михаил Васильев, введение санкций к владельцам подвижного парка также не выход из ситуации.

– Штраф операторы могут заложить в тариф, – предостерёг Михаил Васильев.

С ним согласился глава компании и вместе с тем добавил, что ответственность может быть не только экономической, но и административной.

– Можно рассматривать вопрос сверхнормативного простоя вагонов на станциях как незаконное вмешательство в работу железнодорожного транспорта и рассмотреть это как неспособность компании-оператора нормально работать в этом бизнесе, – сказал Владимир Якунин.
Участники совещания отметили и слишком высокие тарифы, которые устанавливает оператор на предоставление вагонов. К примеру, на МЖД вагон под перевозку зерна предоставляется по цене 30 тыс. руб., из которых только 12 тыс. – инфраструктурная составляющая. Остальное уходит собственнику или оператору.

– Притом что регулируемая государством инфраструктурная составляющая тарифа уменьшается, вагонная часть – её собственники и операторы устанавливают самостоятельно – постоянно растёт, – говорит генеральный директор ЗАО «Новоенисейский лесохимический комбинат» Виктор Шелепков. – Только за последние годы вагонная составляющая возросла на 40%. Из-за повышения ставок многие лесозаготовители уже перенаправили часть груза на другие виды транспорта. Наша компания снизила перевозки по железной дороге на 21% и перешла на автотранспорт.
В свою очередь, губернатор Красноярского края Лев Кузнецов предложил ОАО «РЖД» рассмотреть вопрос и о дифференциации тарифов на перевозку лесных грузов. По его мнению, перевозка продукции глубокой обработки древесины не может стоить дороже перевозки кругляка.

– Тариф на перевозку круглого леса необходимо поднять, а на продукцию с высокой степенью переработки – снизить. Так удастся сократить объёмы вывоза из региона сырья и стимулировать товаропроизводителей на создание мощностей по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, – подчеркнул губернатор.

Глава ОАО «РЖД» поддержал эту инициативу и сказал, что готов обратиться с этими предложениями в ФСТ.

Все участники совещания согласились и с тем, что ситуация в сфере организации железнодорожных перевозок требует незамедлительного вмешательства государства, а именно внесения изменений в действующее российское законодательство с целью разработки единой системы управления вагонным парком. Весь пакет предложений по оптимизации железнодорожных грузоперевозок в Сибири будет подготовлен в течение двух дней и направлен на рассмотрение премьера Владимира Путина.

Пока же бороться с искусственным дефицитом вагонов решили сообща. Для этого в регионах планируют создать координирующие центры под председательством руководителей дорог с участием всех сторон перевозочного процесса – железных дорог, дочерних обществ РЖД, частных операторов подвижного состава, грузовладельцев, – а также региональных властей. Это обеспечит оперативное реагирование на острые ситуации.

Следите за рынком зерновых и масличных и не пропустите ничего важного

Оформите бесплатную двухнедельную подписку.

Поделитесь с коллегами

0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомлять о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments