С возвращением!

Попробуйте две недели бесплатно

Зарегистрируйтесь и оплатите подписку

Мы используем куки

Мы используем файлы-куки и другие технологии отслеживания для улучшения вашего опыта взаимодействия с сайтом, чтобы показать вам персонализированный контент и таргетированные объявления, проанализировать трафик сайта и понять, откуда приходят наши посетители. Посещая наш сайт, вы даете согласие на использование нами файлов-куки и других технологий отслеживания.

Политика конфиденциальности

Совэкон
Совэкон

Правила игры или нахлобучка зернотрейдеров

Алексей Екимовский, «Коммерсантъ»

Все чаще приходится слышать, что у кризиса есть положительная сторона: на рынке останутся только самые сильные и благонадежные игроки. Возможно, кризис положит конец и некоторым не слишком прозрачным схемам. Например, резко ухудшившаяся конъюнктура на рынке зерна заставила трейдеров и экспедиторов выступить единым фронтом против одной компании, которая, по их мнению, стала фактическим монополистом по его перевозкам.

По словам участников рынка, с августа — начала пикового сезона — Центр фирменного транспортного облуживания ОАО РЖД (ЦФТО) перестал согласовывать отгрузку зерна на экспорт в вагонах самой монополии. Планы перевозок возвращались с пометкой, что заявку можно выполнить только в собственных или арендованных вагонах. Разница в цене — больше 60%. Однако мне показывали копии телеграмм с региональных дорог, в которых сотрудники ОАО РЖД били тревогу по поводу простаивающего инвентарного парка. По словам грузоотправителей, попасть в парк ОАО РЖД можно было якобы только через экспедитора «ЛП-Транс». Но его вознаграждение (на жаргоне экспедиторов «нахлобучка») составляло $20-40 за тонну, по сути, нивелируя разницу в стоимости парка ОАО РЖД и частного.

В «ЛП-Трансе» все обвинения отвергают. «Наша ставка составляет менее $10 за тонну»,— заверяет первый замгендиректора компании Олег Рогачев, отмечая, что «почему-то во время высоких цен на зерно никто не возмущался». Действительно, в условиях высокого рынка грузоотправители, давно привыкшие к тому, что «бесплатных вагонов не бывает», соглашались платить. Но в последние два месяца, говорят они, «нахлобучка» удвоилась, а задержки в согласовании перевозок стали «значительными». «Один экспедитор не может управлять всеми перевозками по всей стране»,— поясняет один из конкурентов «ЛП-Транса». По словам одного из зернотрейдеров, «ситуация рано или поздно должна была выплыть, кризис просто не позволяет так сильно переплачивать».

В ОАО РЖД утверждают, что прекратить использование инвентарного парка для экспортно-импортных перевозок зерна было решено после одного из совещаний у вице-премьера Виктора Зубкова, который потребовал обеспечить бесперебойные перевозки зерна в России. «Но сейчас мы даем вагоны всем желающим»,— заверили в монополии. По данным одного из участников рынка, это произошло также после совещания у Виктора Зубкова, прошедшего 6 ноября с участием президента ОАО РЖД Владимира Якунина, главы Минтранса Игоря Левитина и возмущенных представителей зерновой отрасли. По данным моего собеседника, уже в понедельник ОАО РЖД начало согласовывать все заявки.

Возможно, кризис ликвидировал схему, очень напоминавшую те, что применялись в отрасли еще недавно. Как признает Владимир Якунин, многие частные операторы и экспедиторы активно укрепляли свои позиции за счет административного ресурса руководства МПС. Однако «ЛП-Транс» сохранит существенные привилегии. Именно эта компания должна стать единственным частным партнером ОАО РЖД по созданию оператора на рынке перевозок зерна. Во мнении по поводу того, кто стоит за «ЛП-Трансом», его конкуренты и клиенты расходятся, называя фамилию топ-менеджера ОАО РЖД, вице-премьера и крупного нефтетрейдера. Единственное, что можно проследить официально, — один из бывших учредителей компании был в одном из транспортных проектов партнером крупнейшего акционера банка «Россия» Юрия Ковальчука и самого банка.

Следите за рынком зерновых и масличных и не пропустите ничего важного

Оформите бесплатную двухнедельную подписку.

Поделитесь с коллегами

0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомлять о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments