Е. Попов, «КоммерсантЪ»
Минэкономики выступило против мер господдержки ОАО РЖД, которые компания требовала, чтобы минимизировать убытки от «заморозки» тарифов естественных монополий. Министерство не хочет предоставить монополии повышенный тариф на перевозку нефтяных грузов и субсидии на 30 млрд руб. По мнению экспертов, из-за этого инвестпрограмму ОАО РЖД в 2014 году придется сократить как минимум на 70 млрд руб.
Вчера замглавы Минэкономики Андрей Клепач заявил, что правительство не планирует индексировать тарифы ОАО РЖД на перевозку нефти и нефтепродуктов. В конце сентября газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщала, что в правительстве обсуждается повышение «нефтяных» тарифов ОАО РЖД на 6% в 2014 году. Эта мера стала бы исключением из общей нулевой индексации тарифов естественных монополий и поддержала бы инвестпрограмму ОАО РЖД. Но Андрей Клепач сказал, что в среднем тариф все равно останется на утвержденном уровне, «а не так, что нефтепродукты из общего плана исчезают».
Чиновник добавил, что у ОАО РЖД «есть возможность варьировать внутри общего изменения инфраструктурной составляющей тарифа изменение тарифов по разным грузам». Речь идет о праве монополии повышать или снижать тарифы в рамках ценовых пределов (от -12,8% до +13,4%), эти правила утверждены приказом ФСТ от 18 декабря 2012 года. Однако в пресс-службе ОАО РЖД отмечают, что «по сложившейся практике, данные условия практически нереализуемы». Дело в том, что индексация в рамках тарифного коридора ограничена строгими нормами, например, она возможна, если средняя стоимость груза не менее чем за три месяца вырастет на 25% и более по сравнению со «средней стоимостью груза за аналогичный период в течение предшествующих трех лет».
Андрей Клепач сказал также, что ОАО РЖД не получит и субсидии, которые должны компенсировать «заморозку» тарифов. «Есть субсидии, которые там уже стоят, и все», — сказал заместитель министра. На субсидиях монополия настаивала для сохранения объемов инвестпрограммы в условиях сокращения доходов из-за нулевой индексации. В начале октября стало известно, что старший вице-президент ОАО РЖД Вадим Михайлов обратился к главе Минэкономики Алексею Улюкаеву с предложением выделить 30 млрд руб. субсидий. 8 октября господин Михайлов говорил, что компании хватит этой суммы «с учетом индексации грузотарифа» и сокращения расходов на капремонт вдвое, до 36 млрд руб.
Президент ОАО РЖД Владимир Якунин говорил, что из-за «заморозки» тарифов монополия в 2014 году недополучит около 90 млрд руб. выручки, а убытки могут составить порядка 60 млрд руб. Из-за этого инвестпрограмма ОАО РЖД в 2014 году может сократиться в семь раз — с 389 млрд руб. до 56 млрд руб.
По оценкам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, если ОАО РЖД не получит субсидии и будет работать в условиях заморозки среднего уровня тарифов по всем видам грузов, компания будет вынуждена сократить инвестпрограмму примерно на 70-90 млрд руб. за счет переноса на 2015-2016 годы расходов, связанных с реконструкцией железнодорожных путей и сокращения расходов на обеспечение безопасности и закупки тягового состава, а также «отказа от реализации социальных проектов и осуществления взносов в уставный капитал дочерних компаний». Монополии придется «ускоренно вводить гибкое тарифообразование в рамках тарифного коридора по отдельным маршрутам и видам грузов, в рамках реализации комплексных системных мер привлечения высокодоходных грузов (в первую очередь нефтеналивных), которые сейчас перевозятся автомобильным и речным транспортом», — говорит эксперт. С другой стороны, ОАО РЖД придется повысить тарифы «для убыточных для железной дороги грузов, таких как уголь». «Потенциально речь может идти не менее чем о 20 млрд руб., сформированных за счет дополнительных доходов», — считает господин Бурмистров.