Газета «RBC Daily», Александра Иванская
Когда внешнеторговое подразделение компании «Агрико» этим летом выиграло тендер на поставку 300 тыс. т пшеницы в Индию, многие предупреждали компанию о жестких требованиях к качеству, из-за которых продавать пшеницу в эту страну сложно. Вчера стало известно о том, что партия в 50 тыс. т, поставленная «Агрико», не прошла контроль по содержанию примесей. Одни участники рынка говорят, что компании придется везти зерно назад и нести убытки, другие считают, что индийская сторона сама постарается все уладить.
О том, что Государственная торговая корпорация Индии (STC) забраковала российскую пшеницу в порту Ченнаи, РБК daily рассказал генеральный директор компании «Агромаркет-Трейд» (зернотрейдинговое подразделение «Агрико») Марк Федотов. Он уточнил, что речь идет об одной из партий зерна, которые «Агромаркет-Трейд» поставляет в Индию по результатам выигранного тендера. Индийская сторона утверждает, что в пшенице содержится 1,1% сорных примесей, а по контракту их должно быть не более 1%.
Г-н Федотов настаивает, что российская пшеница, поставленная в Индию, «хорошего качества», и называет происходящее «рабочей ситуацией». Сейчас должны быть взяты повторные пробы, и по их результатам компания определит свои дальнейшие действия. Директор по маркетингу Международной зерновой компании (МЗК, российская «дочка» Glencore) Николай Демьянов не удивлен случившимся: «У Индии всегда очень строгие требования к качеству зерна, поэтому не удивительно, что одна из партий не прошла контроль».
По мнению топ-менеджера одной из зернотрейдинговых компаний, у «Агрико» есть два выхода: пойти на снижение цены (по результатам тендера она составляет 198-199 долл. за тонну) или отправлять судно назад либо в другую страну. «Агрико» не заинтересована в том, чтобы отзывать эту партию зерна, ведь потери тогда могут составить до 2 млн. долл. «Скорее всего они пойдут на снижение цены», — рассуждает собеседник РБК daily. Стоимость 50 тыс. т пшеницы, исходя из цен индийского контракта, должна составлять около 10 млн. долл.
Руководитель аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов напоминает, что в ожидании повторных проб пшеницу не разгружают, а стоимость одного дня простоя судна типа «панамакс» может стоить «пару десятков тысяч долларов». Однако, по его мнению, индийская сторона тоже не заинтересована в скандале и попытается уладить проблему: «Думаю, если с остальными партиями российской пшеницы все будет в порядке, то индийская сторона пойдет на компромисс и признает, что по итогам проверки всех партий примеси в пределах нормы».
Г-на Сизова больше беспокоит то, что теперь международные трейдеры снизят объемы закупок российской пшеницы. «Чтобы избежать возможных проблем с STC, международные зерноторговые компании, поставляющие зерно в Индию, будут предъявлять повышенные требования к пшенице, закупаемой в России для поставки в их страну. Возможно, что недавние сообщения о предложениях международных трейдеров о продаже на юге России пшеницы, которая вроде бы предназначалась для экспорта, связаны с опасениями, что она может не вписаться в требования импортера», — говорит руководитель «СовЭкона».