С возвращением!

Попробуйте две недели бесплатно

Зарегистрируйтесь и оплатите подписку

Мы используем куки

Мы используем файлы-куки и другие технологии отслеживания для улучшения вашего опыта взаимодействия с сайтом, чтобы показать вам персонализированный контент и таргетированные объявления, проанализировать трафик сайта и понять, откуда приходят наши посетители. Посещая наш сайт, вы даете согласие на использование нами файлов-куки и других технологий отслеживания.

Политика конфиденциальности

Совэкон
Совэкон

Эксперт рассказал о причинах продовольственной инфляции

Подорожала российская техника, отечественные и импортные запчасти. Причем наши росли в цене быстрее зарубежных, несмотря на все проблемы с доставкой из Америки, Европы и Азии. Также продолжается кратный рост стоимости аренды подвижного состава РЖД. Вслед за этим выросли в цене и автоперевозки. Стоит отметить, что именно удорожание логистических услуг — одна из основных причин продовольственной инфляции в прошлом году.

Вместе с тем чиновники не приняли никаких мер для сдерживания цен. Несмотря на обилие принимаемых в стране законов, этот вопрос законодательством на удивление не урегулирован вообще. Более того, со стороны тех, кто имеет право законодательной инициативы, не предпринимается никаких попыток поставить под контроль государства ценообразование в сфере аренды подвижного состава и перевозок (кроме контроля железнодорожных тарифов).

В мире увеличение издержек компенсируется ростом цен на продукцию (естественно, с учетом спроса), а в российском аграрном секторе к сегодняшнему дню сложилась уникальная ситуация. Благодаря ограничительным мерам со стороны государства в виде квот и особым образом установленных пошлин влияние рынка на формирование цены продовольствия сведено к минимуму. Даже значительный рост курса доллара, который влияет на еженедельный расчет зерновой пошлины, не вызвал какого-либо изменения стоимости пшеницы для ее производителей.

Давайте посмотрим на конкретные цифры. По данным ProZerno, на 25 ноября тонна пшеницы четвертого класса стоила 11,8 тысячи рублей, а к концу декабря — 11,7 тысячи. Это, кстати, на 30 процентов меньше, чем год назад. За месяц цифра поменялась незначительно. В то же время кривая экспортной пошлины двигалась исключительно вверх. Если седьмого декабря она составляла 2,8 рубля за тонну, то четвертого января — уже 4,7 рубля, что говорит о ее слабой привязке к рынку. В итоге те небольшие деньги, которые аграрии должны были получить благодаря изменению курса, из-за правил, установленных государством, были распределены между логистическими компаниями и госведомствами.

Эти средства не пошли на покупку новой техники, удобрений, использование современных технологий, увеличение зарплат. Они попали в распоряжение ведомств, которые уверены, что смогут распределить их лучше. Так ли это? Время покажет.

В сельском хозяйстве процессы происходят не быстро. Рекордный урожай 2022 года — результат кропотливой работы последних пяти-семи лет, в течение которых приобреталась новая техника, осваивались технологии, создавалась база. Приток реальных инвестиций в то время был значительно больше сегодняшнего.

Но уже второй год возможности зерноводов уменьшаются. После введения пошлины и перераспределения средств, полученных от нее в пользу страховщиков, Росагролизинга, банков и производителей других отраслей сельского хозяйства, происходит истощение ресурсов. Когда осенью начнут говорить о сокращении производства зерновых из-за погодных условий — вспомните про то, о чем мы с вами говорим сейчас.

Когда есть ресурсы, погодные условия можно частично нивелировать: при засухе — проводить дополнительные влагозащитные мероприятия, при нашествии вредителей — применять более эффективные, но и более дорогие препараты. Конечно, это скажется на себестоимости продукции. Но в рыночных условиях так и происходит.

Никого не настораживает, что льготное кредитование в сельском хозяйстве в прошлом году значительно выросло? Разве это не говорит о том, что потребности российских аграриев из-за неконтролируемых инфляционных процессов значительно увеличились, а собственных средств для их обеспечения катастрофически не хватает? Поэтому в хозяйствах вынуждены использовать заемные деньги, увеличивая тем самым себестоимость продукции. Как промежуточный итог — площадь озимых культур под урожай 2023 года сократилась в стране на 700 тысяч гектаров.

И проблемы для сельхозтоваропроизводителей создают не только пошлины и квоты. Речь о любых решениях, не проанализированных экспертным сообществом и не просчитанных с точки зрения их экономических последствий. На внедрение ФГИС «Зерно» государство потратило миллиарды рублей. Но вводить ее в стране, в которой далеко не каждый фермер имеет компьютер и не все населенные пункты подключены к интернету, — очень смелое решение. И пока нет публично представленных результатов ее работы. Мы не знаем, сколько зерна она насчитала. Почему? Думаю, дело в том, что цифры, которые получены этой системой, значительно меньше, чем данные Росстата.

И самое печальное, что нагрузка на аграриев (да и любой бизнес) продолжит расти. Росавтодор уже проинформировал грузоперевозчиков об индексации тарифов в системе «Платон» на 11,98 процента. Это значит, доставка товаров станет дороже. Но, как и всегда, издержки производителей никто не считает важным фактором. Итог один — за все платят потребители. Несмотря на то, что пошлины, по заверению инициаторов их введения, должны были сдерживать цены на продукты питания внутри страны, хлеб и молоко продолжают дорожать, хотя зерно дешевеет и дешевеет.

Следите за рынком зерновых и масличных и не пропустите ничего важного

Оформите бесплатную двухнедельную подписку.

Поделитесь с коллегами

0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомлять о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments