Противостояние между так называемыми медведями, играющими на понижение, и быками, играющими на повышение, неотъемлемая составляющая любого товарного рынка. Особого напряжения это противостояние достигает в периоды традиционного сезонного изменения трендов, когда одна сторона заинтересована в сохранении прежних тенденций, а другая – в их скором переломе.
На российском зерновом рынке этот период обычно наступает в марте. Для одних критически важным становится вопрос оставаться «в зерне» или начать активно продавать. Для других – остаться «в деньгах», прекратив закупки, или продолжать закупать. Если в странах с развитой инфраструктурой рынка, прежде всего информационной, диапазон оценок довольно узкий, то у нас не столько оценки, сколько мнения. Обычно полярные. Порой участники рынка, не столько обосновывают, сколько занимаются самовнушением, беря в качестве удобного довода один из факторов в отрыве от других.
— Вот отсеются, как начнут зачищать элеваторы, так и начнется «слив».
— В хозяйствах зерна мало. «Сливать» нечего.
— Так у переработчиков и на элеваторах зерна «выше крыши».
— Под этой «крышей» и интервенционное зерно, а без него зерна меньше, чем в прошлом году.
— «Крупняк» на экспорт не проходит, все выбросит на внутренний рынок.
— Может и не проходит. Да только в феврале за 700 тыс.т вывез. В 1,6 раза более, чем в прошлом году.
— Озимым «трындец». Вон, что Минсельхоз говорит.
— А у нас с озимыми все хорошо. Соберем не меньше, чем в прошлом году.
По отдельности – правильно и верно. Однако важно не по отдельности и не локально, а во взаимодействии и в сочетании с фундаментальными факторами развития рынка, действие которых проясняется при регулярном составлении балансов спроса – предложения основных видов зерновых.
А вот здесь как раз и наиболее серьезные проблемы. Не только сбора и расчета соответствующих данных, но и, как выяснилось, методологического характера. Если Минсельхоз США ежемесячно публикует обновленные зерновые балансы, что уже сразу сужает разброс мнений участников рынка, то у нас такие балансы вообще не публикуются. Не удивительно, что российский рынок, как никакой другой ориентируется не на фундаментальные факторы, а на конъюнктурно-привходящие, а зачастую – просто на слухи. Отсюда и ценовые «горки», и резкие перепады в оценках ближайших перспектив развития рынка.
Именно поэтому обновленные балансы являются постоянной темой, обсуждаемой на регулярных встречах Зернового клуба. Более того, как показало последнее заседание Зернового клуба, вопрос методологии построения зерновых балансов вызвал серьезный интерес у представителей ведущих зерновых компаний. Это дает возможность аналитикам и менеджерам компаний выверять свои собственные балансы и рассматривать влияние фундаментальных факторов во взаимодействии с конъюнктурными.