Как сообщает агентство АгроФакт, Минюст РФ 13 июля зарегистрировал приказ ФСТ РФ от 19.06.2006 N 128-т/1 «Об установлении исключительного тарифа на перевозку пшеницы железнодорожным транспортом из Сибирского федерального округа на экспорт через порты Дальнего Востока».
Установлен исключительный тариф в виде понижающего коэффициента 0,5 за расстояние перевозки, превышающее 3000 км, к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», утвержденного Постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5, на перевозку пшеницы из Сибирского федерального округа на экспорт через порты Дальнего Востока.
Срок действия указанного исключительного тарифа установлен до 31 декабря 2006 г. включительно.
Комментарий «СовЭкон»: Сразу бросаются в глаза целый ряд ограничений. Во-первых, скидки только при перевозках, начиная с 3001 км. До 3 тыс. км — оплачивается по старому, без скидок. Во-вторых, — только до 31 декабря. В-третьих, — только через порты Дальнего Востока.
Оставим в стороне вопрос о том, какие и насколько порты Дальнего Востока готовы к экспортной перевалке зерна.
Даже если они и готовы, то куда? Очевидно, подразумевается, что в страны АТР, т.е. в Японию, Китай, Корею. Но…Япония — закрытый рынок и за полгода на него не выйти. Китай в этом сезоне практически не закупает, тем более во втором полугодии после сбора рекордного урожая. Южная Корея – закупает, но, прежде всего, фуражную пшеницу. Индия и Бангладеш – теоретически спрос есть, но практически конкуренция столь высока, в т.ч. со стороны черноморской пшеницы, что сибирское зерно туда и не доплывет. Это с точки зрения спроса.
Посмотрим на предложение. Как показывают наши расчеты, урожай пшеницы в Сибири в этом году даже ниже прошлогоднего. Напомним, что в 2005/06 Алтайский край, самый крупный производящий регион Сибири и к тому же расположенный на самом востоке Западной Сибири, не смог обеспечить своим зерном перерабатывающие мощности и был вынужден завозить пшеницу не только из Омска и Новосибирска, но и из Казахстана.
Итак, зерновикам сделан «шикарный» подарок, только воспользоваться они им не смогут. А вот это может иметь практическое ведомственное значение. Когда Сибирь столкнется с действительно высоким урожаем, рынок будет затоварен и зерновики будут пробивать вопрос о ж-д скидах, им могут напомнить о том, как это уже предлагалось и как они этим не воспользовались.