Как сообщает «Коммерсант-Дейли», владелец холдинга «Русагро» Владимир Мошкович близок к продаже своих масложировых активов. Наиболее вероятным покупателем активов «Русагро» считается холдинг «Юг Руси». Сделка по продаже маслозаводов «Русагро», если она будет реализована, весьма показательна для российского рынка растительного масла.
Еще недавно «Русагро» уверенно занимал второе место по размеру перерабатывающих мощностей, незначительно отставая от лидера отрасли – «Юга Руси». Теперь же холдинг без боя сдает свои позиции и выходит из масличного бизнеса. Почему?
Маслопроизводящая отрасль в значительной степени «перегрета». Продолжающий бум инвестиций в расширение существующих и строительство новых мощностей привел к тому, что в не столь отдаленном будущем совокупные мощности по переработке могут приблизиться к показателю в 8 млн т маслосемян в год. Насколько эти мощности обеспечены сырьем – вопрос открытый. Для сравнения в прошлом рекордном году Россия произвела около 7,5 млн т маслосемян, а из этого объема надо еще вычесть экспорт, расход на семена, потери и прочую переработку. Как следствие, на фоне несоответствия предложения сырья мощностям в среднесрочной перспективе ожидается обострение конкуренции и снижение рентабельности операций по производству сырого масла.
Жертвами этого в первую очередь будут мелкие и средние заводы, предприятия с устаревшим оборудованием. Будет сложно и предприятиями, не имеющим собственных крепких брэндов на рынке масла и заметной доли в рознице. К этому типу как раз и относилось «Русагро». Располагая значительными перерабатывающими мощностями, компания так и не смогла занять существенной доли на рынке бутилированного масла. Потенциальный покупатель «Русагро» «Юг Руси», напротив, является не только лидером по переработке, но и лидером на рынке бутилированного масла с брэндом «Золотая семечка».
Важность розницы можно проиллюстрировать на примере текущего сезона. По мониторингу «СовЭкон» средняя цена сырого подсолнечного нерафинированного масла с октября (начала сезона) по февраль снизилась с 17 500 руб/т до 13 700руб/т, т.е. на 22%. Снижение розничных цен на бутилированное масло за этот же период составило всего лишь несколько процентов.
Сокращение доходов от операций с сырым масло на внутреннем рынке можно было отчасти компенсировать экспортом. Действительно, в текущем сезоне (с октября по май) России вывезла свыше 0,5 млн. т подсолнечного масла, что в 2,5 раза выше аналогичного показателя прошлого года. Однако увеличили экспорт и другие крупные экспортеры подсолнечного масла – Аргентина и Украина. В результате мировой рынок перенасыщен, цены постепенно ослабевают, а российский экспорт снижается.
Отдельным фактором выступает экспансия транснациональных корпораций на этот рынок. До недавнего времени их присутствие было относительно невелико, однако сейчас, судя по всему, они настроены решительно – планы Cargill и Bunge тому доказательство. У этих компаний есть серьезное преимущество перед российскими игроками – масштаб, дешевые деньги, технологии и раскрученные брэнды.
Возможная продажа маслозаводов «Русагро», вероятно, первая ласточка окончания стадии экстенсивного роста рынка растительного масла. На фоне ожидаемого увеличения конкуренции, можно ждать снижения темпов роста перерабатывающих мощностей, активизации процессов слияний и поглощений и выбытия с рынка наименее эффективных игроков. Исключением из общей тенденции может выступить сектор рапсового масла, рост которого будет поддерживаться за счет активного экспортного спроса.