Рост цен на зерно в России вызван не какими-то спекулятивными факторами и/или придерживанием зерна аграриями, а фундаментально обусловлен складывающимся напряженным балансом. В этих условиях эксперты «СовЭкон» считают, что чем выше будут цены, тем больше будет зерна на внутреннем рынке как в краткосрочном, так и среднесрочном плане.
В краткосрочном плане укрепление внутренних цен делает экспорт зерна, с одной стороны, неэффективным, с другой стороны, создает стимулы для поставок крупными зернотрейдерами на внутренний рынок зерна, ранее предназначенного для экспорта.
В среднесрочном плане – создает условия для расширения посевов озимых под новый урожай.
Самое же главное – в той или иной мере улучшит финансовое положение хозяйств, пострадавших от засухи, сохранит их «на плаву». Особенно это касается Сибири и Урала, где наиболее возможен старт товарных интервенций и где сельхозпроизводители наиболее сильно пострадали от засухи. Проведение же товарных интервенций закроет для них возможности хоть частично восполнить потери от недобора зерна за счет роста цен.
Это вовсе не значит, что государство должно полностью самоустраниться от регулирования продовольственного рынка. Это можно и дОлжно делать, но не за счет сельхозпроизводителей.
И это не только те или иные схемы стабилизации цен на основные продовольственные товары для малодоходных групп населения, о чем многократно говорилось и писалось.
Не менее важно — льготное кредитование потребителей зерна, мукомольных и комбикормовых предприятий. Нельзя исключать, что в противном случае при отсутствии доступа к дешевым кредитам, переработчикам зерна придется его закупать за пределами России с соответствующими последствиями для потребительского рынка.