Для доставки зерна до портов регионы формируют специальные поезда-экспрессы и привлекают автомобильный транспорт
Регионы, собравшие рекордный урожай зерновых, вынуждены формировать специальные поезда-экспрессы и привлекать автомобильный транспорт для доставки зерна до портов, чтобы обеспечить последующую поставку его на экспорт. Как сообщили опрошенные ТАСС эксперты, российские аграрии вовремя не заключили контракты с перевозчиками и столкнулись с нехваткой железнодорожных вагонов.
Вопрос о трудностях, возникших с перевозкой урожая, подняла в четверг на ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина журналист из Новосибирска Елена Агамян. Она отметила, что Новосибирская область, как и другие регионы Западной Сибири, находится далеко от портов Новороссийска и Владивостока, поэтому здесь сложилась особенно тяжелая ситуация. Президент обратил внимание на необходимость субсидирования железнодорожных перевозок зерна.
Трудности перемещения
Рекордный для российских аграриев урожай зерновых, полученный в 2017 году, выявил проблему транспортировки как внутри страны, так и за ее пределы, заявлял ранее министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. В России намолочено более 140 млн т зерна против 124,6 млн т в 2016 году. Как ожидается, экспорт также превысит прошлогодние показатели и составит около 45 млн т.
Проблему усугубили и сами аграрии, не заключившие заблаговременно контракты на вывоз зерна, отмечает статс-секретарь — заместитель генерального директора АО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК, крупнейшая в РФ инфраструктурная и трейдинговая компания) Дмитрий Юрьев.
«Вагоны, которые были согласованы на вывоз зерна у южных производителей, где по климатическим причинам страда проходит на три — четыре месяца раньше, чем в Сибири или на Дальнем Востоке, в настоящее время направляются на вывоз зерновых из Сибири. Но сибирские производители не законтрактовали вагоны заблаговременно, например весной-летом, а делают это сейчас», — пояснил он ТАСС.
Подвижной парк, как отмечают эксперты и участники рынка, пришлось так или иначе перераспределять, причем не только на восток страны, но и на Центральный, Поволжский и Уральский федеральные округа. В частности, в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Татарстана отмечают, что «на всех вагонов не хватает». Такая «перетасовка» имеет свои последствия — например, одно из крупнейших предприятий Краснодарского края — агрохолдинг «Кубань» — вынужден был корректировать планы по экспорту зерна. В этом году предприятие впервые должно было выйти на рынки Ганы, Нигерии, Мозамбика, Танзании, Малави, но сейчас все отгрузки приостановлены и возобновятся не раньше, чем в феврале.
«Это произошло в связи с принятым Минсельхозом РФ решением перебросить вагонный парк в направлении ЦФО, ПФО и УФО, оголенным остался основной рынок поставщиков — ЮФО. Выбить вагоны, которые ушли по разнарядке сверху, невозможно. Реализация зерна планируется позже», — рассказал ТАСС директор по продажам продукции растениеводства Владимир Загребельный, отметив, что пока урожай будут хранить в элеваторах.
Регионы решают проблему
Российские регионы, чтобы решить проблему, организовывают специальные зерновые поезда и привлекают по возможности другие виды транспорта. В Омской области вывоз урожая «зерновыми экспрессами» позволяет сократить время доставки груза и увеличить оборачиваемость вагонов, пояснил ТАСС министр сельского хозяйства и продовольствия региона Максим Чекусов.
«Нам катастрофически не хватает вагонов. Поэтому мы будем и дальше создавать «зерновые экспрессы», — сказал он. По его словам, до Калининграда экспресс идет шесть дней, а прицепные вагоны до двух недель могут находиться в дороге.
На юге России близость портов позволяет привлечь грузовой автомобильный транспорт. Так вывозят зерно, в частности, в Краснодарском и Ставропольском краях. Один из крупных производителей зерна в Ставропольском крае — предприятие «Победа» — вообще не использует железнодорожные перевозки.
«Задействуем автотранспорт, у нас основной потребитель — Черноморское побережье, Новороссийск, Тамань, все идет на экспорт», — сообщил ТАСС директор по производству предприятия Сергей Саленко.
В целом же быстро решить вопросы с отправкой зерна можно только за счет его оперативной и приоритетной транспортировки по железной дороге, считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. «Решить текущую проблему можно только одним способом — предоставить приоритет движения зерновым грузам, такой же, какой был для грузов Олимпиады 2014 года. Понятно, что это за счет всех остальных, но по-другому оперативно решить нашу проблему невозможно», — пояснил он.
Инфраструктура и планирование
По мнению Дмитрия Юрьева, в долгосрочной перспективе улучшить ситуацию можно только за счет изменения устаревшей инфраструктуры зернового рынка: большая ее часть была построена в СССР и ориентирована не на экспорт зерна, а на его закупку и хранение.
«С этим же связаны и проблемы наличия вагонов-зерновозов нового типа, который пока еще только формируется под требования рынка, и с оборудованием портовых зерновых терминалов и их отсутствием на Дальнем Востоке», — уточнил он.
Эксперт уверен: урок этого года состоит в том, что только решением транспортных вопросов ситуацию не исправить. Так, ОЗК наращивает перевалочные мощности одного из своих активов, крупнейшего в РФ зернового терминала «Новороссийский комбинат хлебопродуктов», и к 2021 году за счет реконструкции железнодорожного полотна, железнодорожного и автомобильного пунктов приема зерновых они вырастут до 10 млн т — примерно на 70% по отношению к прогнозному плану перевалки в текущем году.
В то же время, как уточнил Загребельный, менять свое «поведение» надо и аграриям — более рационально подходить к планированию посевных площадей. «Рекордный урожай для страны, не готовой его хранить и экспортировать, научит более рационально подходить к выбору засеваемой продукции», — сказал он.